Кто обязан устанавливать приборы учета

Содержание

Установка приборов учета в жилом помещении. За чей счет устанавливаются счетчики? – КС Цитадель

Кто обязан устанавливать приборы учета

Нередко возникают вопросы, за чей счет происходит установка приборов учета в жилых помещениях. Вопрос не праздный, поэтому мы решили детально остановиться на его разъяснении. Итак.

Установка приборов учета – чья обязанность?

В соответствии с п. 5 ст.

13 Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

А в соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Следовательно, установка приборов учета (оснащение) является обязанностью собственника помещения многоквартирного дома. Оснащение под собою подразумевает: приобретение и установка (монтаж) за средства собственника, вне зависимости где он установлен: в квартире или на лестничной площадке.

На ком лежит обязанность по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию?

После того, как произведена установка приборов учета, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Исполнителем коммунальной услуги является при непосредственном способе управления многоквартирным домом – ресурсоснабжающая организация, а при управлении многоквартирным домом управляющей организацией – ввод прибора учета осуществляется управляющей организацией.

Ввод в эксплуатацию прибора учета – это документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

  • соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
  • соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
  • наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
  • работоспособность прибора учета.

Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Поверка индивидуального прибора учета

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно п.п. «д» п.

34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за его счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Межповерочный интервал определяется заводом-изготовителем индивидуального прибора учета и отражен в руководстве по эксплуатации или техпаспорте, прилагаемым к прибору учета при покупке.

Как установлено п. 81 (12) Правил при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и в этом случае, если прибор не будет поверен или заменен начисление за потребленные коммунальные услуги будет происходить с применением действующих нормативов.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://acitadel.ru/2018/10/04/ustanovka-priborov-ucheta/

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Кто обязан устанавливать приборы учета

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет? 

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил.

В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из “Домашней правовой энциклопедии” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений.

Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г.

№ А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14).

Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество.

Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета.

“Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами.

Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц.

В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.

Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них.

Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом.

Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить? 

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно.

Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года.

Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления.

При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г.

№ А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014).

Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст.

20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г.

 № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим.

Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать.

Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п.

48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п.

17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г.

№ 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г.

№ 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

*** 

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Источник: https://www.garant.ru/article/695719/

Кто с 1 июля 2020 года устанавливает и меняет счетчики электричества в доме или квартире, или в подъезде, и проводит их поверку?

Кто обязан устанавливать приборы учета

До недавнего времени эти обязанности возлагались на собственника индивидуального жилого дома (далее “жилого дома”) или квартиры, причем в отношении всех счетчиков (приборов учета), но теперь власть решила сделать исключение для счетчиков электричества. Почему, не знаю, может быть энергетики пролоббировали. Хочу сразу успокоить всех, старые счетчики, если они в исправном состоянии и срок поверки не наступил, менять не нужно.

Из-за коронавируса плановая поверка всех бытовых приборов учета – счетчиков электроэнергии, газа и воды переносится на начало 2021 г. Перерасчетов показаний временно не поверенных счетчиков не будет.

Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании до 1 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N 424.

Владельцы таких приборов учета до 1 января 2021 года продолжают сдавать индивидуальные показания, и именно эти данные должны приниматься для расчета. Оплата должна производиться согласно действующим тарифам.

Власть внесла изменения в ряд актов, но нас больше всего интересуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее по тексту “Правила 354“.

С 1 июля этого года вступили в силу изменения, которые регулируют вопросы установки, эксплуатации, замены и поверки приборов учета электрической энергии.

Все поменялось кардинально. Теперь обязанность по установке, замене, вводе в эксплуатацию и поверке электрических счетчиков возложена на гарантирующих поставщиков в квартирах или на сетевые организации в жилых домах.

Чтобы было понятно, гарантирующие поставщики, это те кому вы платите за электроэнергию и это не УК, ТСЖ или ЖСК, а сетевые организации – те, кому принадлежат столбы и электрические провода, через которые в дом подается электричество.

Что странно, за эксплуатацию счетчика в квартире отвечает гарантирующий поставщик, а в доме – собственник дома.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей Правил 354 понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки (абз 9 п.80(1) Правил 354).

Если перевести на русский, то собственник квартиры не делает вообще ничего, а собственник дома следит за его работой, ремонтирует и обеспечивает проведение поверки.

Ответственность за сохранность счетчика расположенного в квартире, в доме или на участке, где построен дом, несет собственник квартиры и собственник дома (абз 10 п.80(1) Правил 354) .

Если счетчик расположен в подъезде, то – гарантирующий поставщик (абз 11 п.80(1) Правил 354).

Кто сохраняет счетчик расположенный на столбе, который стоит на улице, бывают и такие случаи, в Правилах 354 ничего не написано.

Прикасаться к счетчику собственникам квартир и домов запрещено, но если обнаружена неисправность, то собственники обязаны в течение одного рабочего дня сообщить об этом гарантирующему поставщику или сетевой организации.

Установка (замена) приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее шести месяцев с даты (п. 80(2) Правил N 354):

• истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения;• получения обращения потребителя (исполнителя) об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности;• выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета в ходе проведения его проверки или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.

При этом когда должны устанавливаться и меняться счетчики в жилом доме, Правила умалчивают.

Тем не менее в разделе разделе X “Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках” Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 ” эти сроки все же установлены, почему их было не указать в Правилах 354, мне не понятно.

Итак, установка (замена) прибора учета электрической энергии и допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в жилом доме должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев:

с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (оказания услуг по передаче электрической энергии);в иных случаях при нахождении прибора учета в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) – с даты получения обращения потребителя (производителя) электрической энергии, сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности. Обращение в отношении коллективного (общедомового) прибора учета направляется лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме – лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений;с даты выявления истечения срока поверки, срока эксплуатации, неисправности прибора учета в ходе проведения его проверки в установленном настоящим документом порядке;с даты признания прибора учета утраченным.
Интересен вопрос с оплатой электричества, если поставщик и сетевик не уложились в шесть месяцев. Правительство от все души “подарило” нам “мини-плюшку”. Почему “мини” и в кавычках, сейчас объясню.

По Правилам 354, если поставщик или сетевик не установили или не поменяли прибор учета в течение указанных 6 месяцев, то плата уменьшается на 20% за каждый месяц, а с четвертого месяца на 40%, начиная с даты подачи претензии потребителем. То есть, не подадите претензию, не будет снижения оплаты.

Кроме того, оплата в течение указанных шести месяцев рассчитывается как сумма потребленной электроэнергии по счетчику за предыдущих шесть месяцев разделенная на шесть, но после того как шесть месяцев истекут, расчет производится по нормативам.

Таким образом, если вы по счетчику потребляли 100 кв/ч в месяц, а по нормативам должны платить за 200 кв/ч, то снижение оплаты не сильно то и поможет, платить все равно будете больше.

А вот в вышеуказанном разделе X “Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках”, если поставщик и сетевик не вовремя заменят счетчик бизнесмену или организации, предусмотрена совсем другая ответственность. Они заплатят ему неустойку, причем со дня нарушения, без всяких претензий, в течение первых 3 месяцев по 50% от стоимости электроэнергии за каждый месяц, а начиная с четвертого 100%.

Почувствовали, как нас любит Правительство.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/limalimickay/kto-s-1-iiulia-2020-goda-ustanavlivaet-i-meniaet-schetchiki-elektrichestva-v-dome-ili-kvartire-ili-v-podezde-i-provodit-ih-poverku-5f51103c1a1ddf47760c8228

Обязана ли управляющая организация установить общедомовые счётчики при прямых договорах

Кто обязан устанавливать приборы учета

Сегодня рассказываем о судебном деле, в котором управляющая организация и РСО выясняли, кто при прямом договоре собственников с поставщиком ресурса был обязан установить в МКД общедомовой прибор учёта. Читайте обзор доводов суда по вопросу, должна ли УО нести материальную ответственность за отсутствие в доме ОДПУ.Что нужно знать УО об установке общедомовых приборов учёта

При прямом договоре УО оплачивает только потреблённые на содержание общего имущества ресурсы

Между организацией, управляющей несколькими многоквартирными домами в Самаре, и поставщиком холодной воды был заключён договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. По условиям договора УО оплачивала сверхнормативные объёмы КР на СОИ, услуга ХВС предоставлялась собственникам по прямым договорам.

В домах, где отсутствовали ОДПУ холодной воды, РСО при расчётах применяла повышающий коэффициент: сначала 1,4, затем 1,5, поскольку управляющая организация не предоставила акты обследования МКД, подтверждающие отсутствие технической возможности установить общедомовые счётчики.

Управляющая организация не согласилась с расчётами, посчитав, что она не была обязана устанавливать ОДПУ. Следовательно, ей не могут выставлять завышенную из-за этого плату с использованием коэффициентов. РСО обратилась в суд с иском, требуя взыскать с неё свыше 100 тысяч рублей задолженности за КР на СОИ. Спор компаний перешёл в суд.

УО, отвечая на иск поставщика холодной воды, в свою защиту отметила, что обязанность установить ОДПУ лежит на ресурсоснабжающей компании как исполнителе коммунальной услуги по ХВС. Поэтому РСО не может рассчитывать плату с применением повышающих коэффициентов – приборы учёта отсутствуют по вине самого поставщика ресурса.

Суд первой инстанции, рассматривая дело № А55-35227/2017, сосредоточился на двух вопросах:

  1. Кто должен установить ОДПУ в доме и, соответственно, отвечает за его отсутствие?
  2. Имела ли право РСО применять повышающий коэффициент при расчёте платы за КР на СОИ?

Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ

Рсо при расчётах вправе применять повышающие коэффициенты в отсутствие одпу

В соответствии с п.п. 21 (1), 30 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, РСО определяет объём ресурса, поставляемого управляющей организации в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, с учётом наличия или отсутствия ОДПУ и технической возможности его установить.

Так, согласно пп. «в» п.

21(1) ПП РФ № 124, если в доме не установлен общедомовой прибор учёта и отсутствует акт, который бы подтверждал отсутствие возможности монтажа ОДПУ, то в 2016 году РСО имеет право при расчётах объёма потреблённого ресурса применять повышающий коэффициент 1,4, а с 2017 года – 1,5. Коэффициент не используется с расчётного периода, в котором составлен акт о невозможности установить общедомовой счётчик.

Право РСО рассчитывать объём КР на СОИ с применением коэффициентов при отсутствии ОДПУ в доме также зафиксировано в пп. «ж» п. 22 ПП РФ № 124. Такой подход, как указал суд, соответствует нормам ч. 2 ст. 13 № 261-ФЗ, стимулируя покупателей коммунальных ресурсов устанавливать приборы учёта и вести расчёты согласно их показаниям.

ПП РФ № 354 и № 124 также содержат условия о праве РСО при расчётах с исполнителями коммунальных услуг применять повышающие коэффициенты, если УО/ТСЖ не предоставили акт обследования дома на предмет, подтверждающий отсутствия технической возможности установить ОДПУ.

Обоснованность применения поставщиком ресурсов повышающих коэффициентов подтвердил Верховный суд РФ в решении от 12.10.2016 № АКПИ16-779, отказавшись признать частично недействующими соответствующие нормы законодательства.

Уо как ответственный за содержание общего имущества дома обязана устанавливать одпу

Суд первой инстанции также признал несостоятельным довод управляющей организации о том, что обязанность установить ОДПУ в доме лежит не на ней, а на поставщике соответствующих коммунальных ресурсов.

Как утверждала УО, она не должна нести материальную ответственность за бездействие РСО.

Именно поставщик воды является исполнителем услуг по ХВС согласно прямым договорам и должен установить общедомовые счётчики.

Судья указал ответчику на то, что согласно пп. «к» п. 11 ПП РФ № 491, содержание общего имущества включает в себя установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ, в том числе холодной воды, и их надлежащую эксплуатацию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и п. 2.4.2 Правил № 170, установка ОДПУ относится к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов и осуществляется за счёт средств соответствующего фонда.

При этом общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (пп. «ж» п. 10 ПП РФ № 491). Обязанность обеспечить выполнение таких требований возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества – управляющую домом организацию.

Суд сделал заключение, что УО в силу прямых указаний закона и договора управления была обязана организовать установку и ввод ОДПУ в эксплуатацию. В том числе компания могла обратиться в РСО и заключить с ней договор на проведение таких работ. Иск поставщика холодной воды был удовлетворён.Как постановление № 897 изменило порядок взаимодействия УО с РСО

Уо должна либо установить одпу, либо составить акт об отсутствии технической возможности это сделать

Управляющая организация подала в суд апелляционную жалобу, ссылаясь на отсутствие у неё обязанности установить ОДПУ. Она указывала на то, что фактически повышающий коэффициент не может быть применён к управляющей организации без возможности перевыставить его собственникам. При прямых договорах расчёты с потребителями ведёт сама РСО.

Установка ОДПУ, по мнению УО, – её право, а не обязанность согласно пп. «е(2)» п. 32 ПП РФ № 354. При проведении капремонта УО не действует самостоятельно, в перечень обязательных работ установка ОДПУ не входит, а денежные средства из фонда капремонта не поступают в управляющую организацию.

РСО не может применять нормы пп. «ж» п.22 ПП РФ № 124, поскольку обязательным условием для этого является наличие у УО обязанности установить приборы учёта.

Однако апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, согласился с тем, что управляющая организация по договору управления и как исполнитель услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД обязана была своевременно установить ОДПУ холодной воды. Либо она должна была составить акт об отсутствии технической возможности провести такие работы. В обязанности РСО это не входит.

Суд оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с управляющей организации суммы задолженности, образовавшейся после применения в расчётах повышающего коэффициента. Кассационный суд также подтвердил правоту коллег, а ВС РФ, куда управляющая организация обратилась с жалобой, отказался её рассматривать.

Уо отвечает за установку и эксплуатацию общедомовых счётчиков даже при прямых договорах

Согласно ч. 9 ст. 11 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности, в том числе – устанавливать приборы учёта. Об этом собственникам должны рассказать УО или ТСЖ (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ).

Установить ОДПУ должна управляющая домом организация:

  • по решению ОСС,
  • из собственных средств,
  • по предписанию надзорного органа.

Если УО этого не сделает, то до 1 января 2021 года на основании ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ это сделает РСО, уже не советуясь с собственниками и управляющей домом организацией ни о месте установки ОДПУ, ни о стоимости работ.

Как показали выводы судов в деле № А55-35227/2017, ситуация не меняется даже при переходе собственников помещений на прямые договоры с РСО. В любом случае, управляющая домом организация обязана предпринимать действия по повышению энергоэффективности дома и отвечает за неустановку ОДПУ при наличии технической возможности.

Поэтому рекомендуем управляющим организациям, ещё не проводившим такую работу, вынести вопрос об установке общедомовых приборов учёта на общее собрание собственников, объяснив жителям МКД необходимость в проведении таких работ. УО имеет право заключить договор на монтаж общедомового счётчика с РСО, и последняя не имеет права отказаться (ч. 9 ст. 13 № 261-ФЗ, приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149).

Если же в доме нет технической возможности установить ОДПУ, то управляющая организация должна в кратчайшие сроки составить соответствующий акт обследования и направить его в РСО. Ведь поставщик ресурсов имеет право в такой ситуации применять при начислениях повышающие коэффициенты, что может существенно сказаться на расходах УО на оплату КР на СОИ.

Источник: https://roskvartal.ru/dogovor-uk-s-rso/10701-obyazana-li-uo-ustanovit-obschedomovye-schyetchiki-pri-pryamyh-dogovorah

Кто должен менять счетчики воды в квартире собственника в 2021 году. Закон о замене счетчиков

Кто обязан устанавливать приборы учета

В соответствии с законодательными нормами россияне должны (но не в принудительном порядке) устанавливать и поверять индивидуальные приборы учета воды в установленные сроки, а также отслеживать необходимость монтажа новых устройств.

Последнюю процедуру выполняют по завершению срока службы водомера и при выходе его из строя. Такие обязанности возлагались на потребителей ресурса до 24 сентября 2020 года.

В конце первого осеннего месяца вступили в силу изменения в законе о замене счетчиков воды, они отвечают на вопрос, обязательно ли нужно менять в 2021 году индивидуальные (общедомовые, коммерческие) приборы учета.

Чтобы не переплачивать и не платить штрафы, стоит быть в курсе последних изменений ФЗ Источник https://cs11.pikabu.ru

Несоблюдение законодательных норм повлечет за собой изменение алгоритма расчета за потребленные ресурсы. Потребителю придется оплачивать услуги снабжающей организации по нормативу. Поэтому нелишним будет разобраться с изменениями порядка установки, поверки и замены водомеров, электросчетчиков и других приборов учета.

Важные изменения для потребителей ресурсов

Закон №496 «О внесении изменений в ФЗ о единстве измерений» был утвержден 27 декабря 2019 года, вступил в силу 24 сентября 2020 года. Изменения коснулись:

  • Правил проведения проверки водомеров. Она по-прежнему выполняется владельцами через установленные промежутки эксплуатации устройств, но теперь после процедуры собственник не получает на руки свидетельство, удостоверяющее факт проверки. Все данные имеют цифровой формат. Заносятся в электронный реестр Росстандарт.
  • Свидетельства. Старый документ о поверке теперь используется только в информационных целях.
  • Факта подтверждения поверки ИПУ. Документом, подтверждающим процедуру, может стать акт о проведении работ.

Бумажных свидетельств о поверке больше нет Источник https://panoramapro.ru

Важно! Владельцам электросчетчиков стоит знать, что изменилось с 1 июля в установке, замене и поверке расходомеров.

Согласно ФЗ №522 и постановлению Правительства (ниже по тексту ПП) № 950, ответственность за организацию учета энергоресурса возложена на снабжающие компании (гарантирующие поставщики ресурса, сетевые предприятия).

Своевременную установку, смену старых и поверку учетных устройств с 1 июля 2020 года обязаны выполнять организации. Изменения в законодательной базе коснулись и типов инсталлируемых устройств. Жилые и многоквартирные дома решено поэтапно обеспечить интеллектуальными ИПУ энергии.

Как будет осуществляться замена и поверка ИПУ в условиях карантина

Начиная с лета 2020 года, многих россиян волнует вопрос, отменили ли поверку счетчиков из-за коронавируса, и как будет начисляться плата за коммунальные услуги.

Первое о чем стоит упомянуть — законы и ПП регулирующие права и обязанности владельцев водомеров, отношения между потребителем и поставщиком услуг не отменены. Во время самоизоляции временно будет действовать ПП №424 от 2 апреля 2020 года.

Постановление внесло ряд изменений в нормативы, которые касаются расчетов за потребленные услуги. Ранее работавшие норма не отменены, их действие временно приостановлено.
Действующим остается правило: новый прибор учета воды должен быть сертифицирован не территории РФ Источник https://recn.ru

Основное нововведение гласит, что плановая замена водомеров и их проверка отодвигаются до конца года. Запланированные мероприятия можно будет проводить с 1 января 2021 года, если не будет даны новые распоряжения. ПП № 424 также запрещает снабжающим организациям начислять гражданам штрафы и неустойки за несвоевременность смены/проверки водомеров.

Остальные нововведения:

  • поверка отодвигается до января 2021 года даже для тех владельцев расходомеров, которые заранее были осведомлены об истечении сроков;
  • временно остановлено действие норматива, предусматривающего расчет по нормативам для тех, кто просрочил дату поверки;
  • отменены в 2020 году штрафы за просрочку монтажа нового оборудования, проверки (несвоевременная оплата счетов по квитанции не облагается пеней).

В 2020 году Правительство разрешило не проводить поверку счетчиков до конца текущего года с целью предупредить распространение коронавирусной инфекции. Любые попытки коммунальных служб принудить потребителей к оплате по нормативам являются незаконными.

Штрафы и пеню за отложенную до конца 2020 года поверку насчитывать не будут Источник https://stroyobzor.info

Что целесообразнее: поверка или замена счётчика

Водомеры подсчитывают точный расход воды потребителем, имеют фиксированный срок службы. Он составляет — 5-10 лет у ИПУ отечественного производства. Но стабильная и корректная работа расходомера воды зависит от ее качества, грамотного монтажа учетного оборудования.

Со временем ИПУ может «накручивать» данные или проводить расчеты объема с большой погрешностью. Поэтому заводы-изготовители рассчитывают (устанавливают) межповерочные периоды.

Они позволяют оценить состояние и определить основания для замены водомера — 4 года для расходомеров горячей воды, 6 лет для приборов учета холодной воды.

В поверке заинтересована не только снабжающая компания, но и владелец. Поэтому отслеживать исправность работы оборудования — первоочередная задача собственника. Согласно основным правилам, замена счетчиков воды в квартире выполняется при:

  • выявлении неисправности приборов;
  • инициативе собственника, который отказывается от предварительной поверки (часто мастера обслуживающих компаний советуют сразу менять учетные устройства, справедливость рекомендаций по замене счетчиков учета воды покажет поверка);

В видео рассказано, как действуют мошенники, «запугивая» штрафами за не установку новых расходомеров, и как им противостоять

  • истечении эксплуатационного периода расходомеров;
  • физических повреждениях ИПУ (общедомовых, коммерческих).

Важно! Фактический срок службы приборов учета воды может составлять от 10 до 15-18 лет. Он зависит от качества воды, наличия фильтра, качества сборки устройства. Водомер, который фиксирует потребленный объем корректно, можно не менять. По этому правилу осуществляется замена счетчиков электроэнергии Мосэнергосбыт и другими компаниями.

Существуют законные основания для замены водомеров:

  1. Некорректные измерения.
  2. Повреждения или дефекты корпуса.
  3. Повреждение пломб опломбирования.
  4. Запотевшее стекло корпуса. Причина — разгерметизация оборудования.
  5. Накопление мусора под корпусом ИПУ.
  6. Обнаружение нарушений правил инсталляции оборудования.

Владельцам, интересующимся, в каких случаях необходимо менять счетчик воды обязательно, стоит обратить внимание на приведенный список оснований.

Задумываясь о смене ИПУ, стоит не полениться исключить сопутствующие факторы накрутки Источник https://stroychik.ru

Процесс замены

Согласно нормативным актам, для замены водомеров собственник квартиры или частного домовладения должен от руки написать заявление в управляющую копанию (ниже по тексту УК). В документе изложить причины необходимости установки нового прибора учета, а также указать ФИО, адрес, модель устройств. Чтобы упростить процедуру, советуют также прописать желаемые время и дату прихода специалиста.

Далее процедура будет состоять из этапов:

  1. Осмотр водомера сантехником УК.
  2. Составление акта о выполнении работ. В документе (владельцу надо проверить) обязательно указывают информацию о состоянии ИПУ и наличии пломбы.
  3. Фактическая смена и пломбировка счётчика после замены ответственной организацией.
  4. Составление акта о вводе устройства в эксплуатацию.

Регистрацию водомера при самостоятельной установке выполняет сотрудник УК или снабжающей организации. 

Осталось выяснить вопрос, за чей счет меняется счетчик воды в квартире или частном доме. По закону, услуга осуществляется за деньги владельца, поэтому стоимость замены и самого устройства стоит уточнить заранее.

Владельцу не нужно собирать и подавать дополнительный пакет документов Источник https://www.mos.ru

Бесплатной процедура будет только для ветеранов ВОВ, малообеспеченных, инвалидов I и II групп, семей, которые воспитывают ребенка инвалида.

Коротко о главном

Установка, поверка и монтаж нового ИПУ выгодна владельцам. Водомеры позволяют существенно экономить на оплате ЖКУ, оплачивая лишь потребленный объем ресурса. Поэтому поинтересоваться тем, как поменять счетчики воды в квартире или частном доме разумнее в момент их монтажа.

Ведь непредвиденные ситуации случаются. Чтобы избежать задержек, штрафов и санкций, также стоит узнать, как происходит замена учетного устройства, и сколько потребуется заплатить.

А вам приходилось выполнять смену недавно установленных водомеров? Как процесс прошел у вас?

Коротко о главном

Установка, поверка и монтаж нового ИПУ выгодна владельцам. Водомеры позволяют существенно экономить на оплате ЖКУ, оплачивая лишь потребленный объем ресурса.

Поэтому поинтересоваться тем, как поменять счетчики воды в квартире или частном доме разумнее в момент их монтажа.

Ведь непредвиденные ситуации случаются. Чтобы избежать задержек, штрафов и санкций, также стоит узнать, как происходит замена учетного устройства, и сколько потребуется заплатить.

А вам приходилось выполнять смену недавно установленных водомеров? Как процесс прошел у вас?

Источник: https://www.AkvaHit.ru/articles/kto-dolzhen-menyat-schetchiki-vody-v-kvartire-sobstvennika-v-2021-godu-zakon-o-zamene-schetchikov/?lang=ru

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.