О проведении митингов шествий демонстраций

Содержание

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 497-ФЗ

О проведении митингов шествий демонстраций

Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Внести в Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.

2485; 2010, N 50, ст. 6602; 2011, N 50, ст. 7366; 2012, N 24, ст. 3082; 2014, N 30, ст. 4259; 2015, N 18, ст. 2617; 2016, N 11, ст. 1488; N 27, ст. 4160; 2017, N 24, ст. 3476; 2018, N 42, ст.

6381) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) пункт 2 части 3 после слов “агитацию в поддержку” дополнить словами “указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия”;

б) в части 4:

в пункте 2 слова “(непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени” заменить словами “его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором)”, дополнить словами “, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме”;

дополнить пунктом 21 следующего содержания:

“21) в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным;”;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

“5.

Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.”;

2) в статье 6:

а) часть 4 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4) использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.”;

б) в части 5 слова “знак представителя средства массовой информации” заменить словами “знак (признак) представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и общероссийскими общественными объединениями журналистов”;

в) дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:

“6. На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи.

7.

Журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять следующие действия:

1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;

2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия;

3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

4) принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

5) скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.”;

3) в статье 7:

а) часть 1 дополнить предложением следующего содержания: “При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.”;

б) часть 11 после слов “общей организацией,” дополнить словами “в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно,”;

в) дополнить частью 12 следующего содержания:

“12.

Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.”;

г) пункт 6 части 3 после слов “медицинской помощи” дополнить словами “и санитарного обслуживания”;

4) в статье 8:

а) пункт 3 части 2 после слов “занимаемым судами,” дополнить словами “экстренными оперативными службами,”;

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

“5.

Условия предоставления и использования помещений для организации и проведения публичного мероприятия определяются по соглашению между собственниками (владельцами) соответствующих помещений и организаторами публичных мероприятий.”;

5) статью 10 дополнить частью 31 следующего содержания:

“31. Предварительная агитация не должна содержать недостоверные сведения о целях, заявленном количестве участников и об иных условиях проведения публичного мероприятия.”;

6) в статье 12:

а) в пункте 2 части 1 после слов “времени проведения публичного мероприятия” дополнить словами “с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором)”, слово “закона” заменить словами “закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия”;

б) дополнить частями 11 и 12 следующего содержания:

“11.

В случае подачи организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные формы его проведения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения такого уведомления вправе направить организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором.

12. Предлагаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи иное конкретное место проведения публичного мероприятия должно соответствовать необходимым условиям, позволяющим реализовать заявленные цели проведения публичного мероприятия.”;

в) дополнить частями 4 – 7 следующего содержания:

“4.

В случае, если в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, рассмотревшие уведомление о проведении публичного мероприятия, поступила информация от уполномоченных органов об отсутствии права у подавшего уведомление лица быть организатором публичного мероприятия в соответствии с настоящим Федеральным законом, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отзывают согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия.

5.

В случае, если организатором публичного мероприятия с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия и до начала проведения публичного мероприятия публично (в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или иными способами, обеспечивающими доступ неопределенного круга лиц к информации) распространяется информация об изменении в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников, а также не выполняется обязанность, предусмотренная пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отозвать согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия.

6.

В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения.

7.

В случае, если указанные в части 6 настоящей статьи обстоятельства были выявлены в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия, или в день публичного мероприятия до его начала, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны уведомить организатора публичного мероприятия о невозможности его проведения и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и (или) время проведения публичного мероприятия путем подачи нового уведомления.”;

7) пункт 3 части 2 статьи 14 дополнить словами “, в том числе по соблюдению порядка его организации и проведения”.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2021/01/11/sobraniya-dok.html

Фз о митингах, шествиях и демонстрациях

О проведении митингов шествий демонстраций

04.08.2019

Сегодня большую популярность набирают различные протестные акции. В этой ситуации на территории РФ проводят митинги, разнообразные шествия, собрания, официальные демонстрации или одиночные пикеты.

Понятия и правила проведения протестных акций приведены в ФЗ № 54 от 19 июня 2004 года о митингах и пикетах. Ниже подробно рассмотрены основные положения этого закона.

Федеральный закон № 54

Федеральный закон № 54 от 19 июня 2004 года о митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях (далее — ФЗ № 54) был принят Госдумой 4 июня, а одобрен Совфедом РФ 9 июня 2004 г. Последние поправки в этот закон были внесены 7 июня 2017 г.

https://www.youtube.com/watch?v=eu3DJXY0A7o

В этом законе отражены права граждан РФ на проведение мирных различных собраний, демонстраций, пикетов и др. Положениями ФЗ № 54 регулируют правоотношения между участниками протестов и госорганами.

Что представляет собой закон?

ФЗ № 54 состоит из 3 глав и 19 статей. В 1 главе приведены общие различные положения и основные термины («демонстрация», «митинг» и др.).

Во 2 главе отражен порядок, конкретные законные способы, основные положения и нюансы проведения протестных мероприятий, а в 3 — гарантии участникам этих собраний. О праве на мирные акции говорится в ст. 31 Конституции РФ.

Основные поправки в ФЗ № 54

Крайние поправки в ФЗ № 54 были внесены ФЗ № 107 от 7 июня 2017 г. В 2012 г. в первый закон добавили такую информацию:

  • ст. 5 настоящего закона дополнили поправкой о том, что лица с судимостью не могут быть официальными организаторами собраний, различных демонстраций, митингов или иных подобных мероприятий. При неисполнении конкретных обязанностей последние лица несут административную ответственность за тот вред, который причиняют участники протестов;
  • в ст. 6 внесена информация о том, что участникам митинга или другого протестного мероприятия нельзя скрывать свое лицо маской. Также, в этой статье введен запрет на ношение на протестную акцию оружия, взрывчатки, горючих разнообразных жидкостей и алкоголя;
  • ст. 7 дополнили положением об организации одиночного пикета. До его официального проведения теперь не отсылают отдельное уведомление в тот местный орган самоуправления, за которым закреплена конкретная территория;
  • в ст. 8 внесена поправка об обязанности региональной власти установить специальные отдельные места для общественного обсуждения насущных общественно-политических вопросов (Гайд-парки). После получения официального разрешения мирную акцию проводят только в указанном месте;
  • ст. 9 дополнили информацией о продолжительности публичного мероприятия. Теперь протестные акции проводят в такой период — с 7 до 22 часов. Это правило не применяют по отношению к собраниям, которые посвящены отдельным памятным датам РФ (например, празднование 9 мая);
  • в ст. 10 внесена поправка о том, что теперь организаторы проводят агитацию только после официального согласования с региональными или местными властями;
  • ст. 12 дополнили информацией о законных основаниях для отказа со стороны государства в проведении мирного протеста. Такое возможно только в случае подачи уведомления лицом, которое не является организатором, или в этой заявке указана территория, где запрещено проводить публичные мероприятия.

Читать так же:  Закон о геодезии и картографии в 2021 году

 В статью 3.2 КоАП РФ ввели такой новый вид наказания правонарушителей (в том числе и участников протеста, которые нарушают ФЗ № 54), как «обязательные работы». Срок исполнения — 20-200 часов. Такое наказание отбывают не более 4 ч. в день.

Нюансы протестных процедур

В ст. 2 ФЗ № 54 приведены основные термины. Согласно этой статье, публичным официальным мероприятием считают мирную акцию (митинг, собрание, шествие, пикет), которую проводят по личной инициативе граждан РФ, политических разнообразных партий, религиозных или общественных различных объединений.

В такой ситуации участники протеста свободно выражают личное мнение и выдвигают конкретные требования по насущным вопросам

Разрешено ли по закону протестовать против официальных действий властей РФ?

Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане вправе выходить на мирный протест (без оружия). Это могут быть собрания, различные митинги, протестные демонстрации, пикеты или шествия. Согласно ФЗ № 54, целью таких акций считают выдвижение определенных требований по актуальным экономическим и иным вопросам.

 В некоторых ситуациях власти запрещают проводить митинг в принципе. В этой ситуации чаще отказывают организаторам из ЛГБТ-сообществ.

В чем разница между митингом, пикетом и иными протестными мероприятиями

Согласно ст. 2 ФЗ № 54, собрание считают совместным пребыванием граждан в отдельном конкретном месте, которое отведено для публичного обсуждения общественно значимых насущных вопросов.

Такой территорией, например, является «гайд-парк». Подобные места уже есть в Санкт-Петербурге, Москве и Краснодаре.

Митингом считают присутствие большого количества участников протеста в конкретном месте для свободного выражения своих мыслей по поводу разнообразных проблем российского общества. Во время этого мероприятия люди стоят на одном месте, а во время официального шествия или протестной демонстрации — идут до какого-то конечного пункта.

Во время шествия участники протеста идут по заранее согласованному с властями маршруту, а при участии в демонстрации — по любому пути. Пикетирование считают мирной акцией, которую осуществляют на одном месте и без применения разнообразных звукоусилительных средств.

При пикетировании у конкретного гособъекта размещают граждан с плакатом, различными транспарантами и иными подобными агитационными средствами. В этой ситуации используют и сборно-разборные разнообразные конструкции.

Проводят ли акции протеста в ином формате

В ФЗ № 54 нет информации о других формах протеста. Собрание граждан РФ на народный сход или прогулку власти считают неофициальной мирной акцией. В такой ситуации подобное публичное мероприятие квалифицируют как «митинг», «шествие», «демонстрация» или «пикет».

Возможно ли проведение публичного мероприятия без согласования с властями РФ

Да, но только в отношении одиночного пикета. До проведения мирного протеста об этом за 10-14 суток уведомляют местные власти. В этой ситуации в госорган, к которому прикреплена соответствующая территория, составляют и подают официальное уведомление.

 В официальном уведомлении отражают свои личные данные и контакты, информацию о протестном мероприятии, его конкретных целях, месте проведения и численности участников. Это делают организаторы демонстрации или иной подобной акции.

До начала шествия в уведомлении на его проведение указывают конкретные маршруты движения протестующих граждан. По закону, отдельно получают разрешение на проведение публичных разнообразных мероприятий с применением транспортных различных средств (велосипедная прогулка или автопробег). В отношении пикетов действуют те же правила, но заявление на пикет подают за 3 суток.

Согласно ст. 7 ФЗ № 54, единственным публичным мероприятием, которое проводят без получения предварительного разрешения от местной власти, считают одиночный пикет. При этом, расстояние до ближайшего второго пикетчика должно быть не менее 50 м.

 Крайнюю норму ввели в Москве, а в иных регионах РФ подобное расстояние бывает и меньше. Например, при проведении одиночного пикета в Свердловской области между пикетчиками должно быть 40 м как минимум, а в Приморском крае — 30 м.

Когда местным властям не высылают отдельное уведомление

Простое сообщение о готовящемся протестной акции передают в местный госорган только в случае проведения протеста в «гайд-парке». В этой ситуации заранее проверяют, не занято ли время другими людьми.

До проведения всех остальных мирных акций местным властям предоставляют официальное уведомление о проведении публичного мероприятия.

Публичные мероприятия проводят в любое время дня и ночи?

Нет, это не так. Митинг и иные подобные протесты проводят только с 7 до 22 ч. Ночью организуют публичные культурные или различные мемориальные мероприятия.

Митинг проводят где угодно?

Нет, это не так. Местные власти требуют от официальных организаторов перенести митинг или иную форму мирного протеста в другое место при ее проведении на таких территориях:

  • около опасных производственных предприятий и иных подобных гособъектов, ж/д дороги, нефте-, газо-, путепроводов, высоковольтных проводов и др.;
  • рядом с резиденциями президента РФ, судебными органами, тюрьмами, различными колониями, следственными и иными изоляторами и др.;
  • около границы РФ — при отсутствии официального разрешения от российских пограничников.

Также, в проведении протестной акции официально отказывают в том случае, если ее организатор имеет такой статус:

  • не является гражданином РФ;
  • официально признан недееспособным;
  • имеет непогашенную судимость по конкретным статьям;
  • на протяжении 12 месяцев до предполагаемого дня протеста организатора дважды привлекали к конкретной административной ответственности за неповиновение Росгвардии, полиции или за иные подобные правонарушения.

На протяжении 3 дней местные власти отвечают на заявку организаторов шествия или иного публичного мероприятия. В итоге, чиновники одобряют проведение мирной акции или предлагают свою альтернативу.

Что делают при несогласии с альтернативным предложением от местных властей

Не позднее, чем за 3 суток до проведения публичного мероприятия местным властям дают официальный ответ на их альтернативное предложение. Такое сообщение отправляют организаторы мирного протеста.

При несогласии с предложенной альтернативой в соответствующий госорган подают официальную жалобу. Однако местные власти обычно рассматривают такие заявки уже после дня проведения мирного протеста.

Что нельзя и что можно приносить на митинг

Помимо пистолета и иных видов оружия на митинг и иную протестную акцию запрещено приносить такие предметы:

  • колющие и различные режущие предметы (ножи, мечи и др.);
  • различную пиротехнику;
  • огнеопасные различные изделия (за исключением зажигалок и коробков со спичками);
  • химические конкретные вещества и иные подобные материалы, которые применяют для задымления;
  • спиртные напитки.

 На митинг можно брать личный телефон, паспорт, один или несколько плакатов, листовок, а также платок и бутылку с водой. Последнюю часто используют как для питья, так и для промывания глаз от газовых баллончиков сотрудников Росгвардии, полиции или отдельных участников протеста.

Личный паспорт предъявляют сотрудникам Росгвардии и полицейским для удостоверения личности. Однако, после совершения административного или иного правонарушения, участника протестной акции помещают в автозак и отводят в местное отделение полиции.

Считают ли митингом собрание единомышленников около суда

Единомышленники приходят в суд для моральной поддержки задержанного участника протестной акции. В этой ситуации, во время громких судебных процессов, гражданам часто не хватает свободного места в небольшом зале суда.

В итоге, единомышленники собираются не в здании местного суда, а около него. Такие собрания власти нередко считают публичным несогласованным мероприятием и задерживают всех его участников.

Ответственность за нарушение закона

Согласно ст. 20.2 КоАП РФ, при нарушении ФЗ № 54 участников протестов-граждан РФ привлекают к такой административной ответственности:

  1. Штрафуют на 10 000-300 000 руб.
  2. Отправляют на 200 часов обязательных различных работ (как максимум).
  3. Накладывают административный арест на 30 дней как максимум.

Согласно ст. 19.3 КоАП РФ, при неповиновении Росгвардии, полиции и иным правоохранительным органам организаторов и участников протеста привлекают к такой ответственности:

  • граждан РФ штрафуют на 500-5000 руб. или отправляют в изолятор ИВС на 30 суток;
  • должностным лицам выписывают штраф на 10 000-20 000 руб.;
  • юридических лиц штрафуют на 50 000-100 000 руб.

 Самые строгие наказания назначают за повторные административные нарушения. Тех, кого за 180 суток более 3 раз привлекали по ст. 20.2 и 19.3 КоАП РФ, штрафуют на 600 000-1 000 000 руб. (или на сумму зарплаты за 2-3 года), привлекают к обязательным различным работам или отправляют в тюрьму на 5 лет как максимум.

Соответствует ли ФЗ 54 положениям Конституции РФ?

По мнению судей Конституционного суда (КС), ФЗ № 54 соответствует ст. 31 Конституции РФ. У КС есть различные замечания к отдельным статьям этого закона. Однако, в целом судьи КС никогда ФЗ № 54 не оспаривали.

Источник: https://zakonoved.su/%D1%84%D0%B7-%D0%BE-%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%85-%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0.html

Законны ли протесты с юридической точки зрения: законность митингов, шествий, пикетов

О проведении митингов шествий демонстраций

Протестная активность населения представляет значительный интерес для исследователей, так как протесты являются одним из наиболее действенных каналов коммуникации гражданского общества и власти. С другой стороны, протестные настроения способны объединить различающиеся по интересам, ценностям и общественному настроению социальные слои.

Этимологически значение термина «протест» происходит от латинского слова «protestare», означающего «доказывать», «подтверждать».

Однако в современном юридическом использовании слово протест приобретает скорее противоположную слову «подтверждение» характеристику.

Протест — это не просто доказывание, а опровержение, возражение против конкретного факта, события или действия (настоящего, прошлого, или будущего).

Толковый словарь В. Даля определяет протест как «гласное заявление несогласия своего, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание».

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

Политический протест — протест, обращенный к представителям государственной власти, цель которого — изменения политической ситуации.

С точки зрения социологии, протест рассматривается как одна из форм политического участия в управлении делами государства. Политический протест может выражаться как в активной, так и в пассивной форме.

Пассивная форма протеста связана с понятием «политический абсентеизм», который проявляется в состоянии политической апатии, например, проявляется в отказе участвовать в выборах.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

«Протест» в современном конституционно-правовом понимании представляет собой форму участия в управлении, которая, хоть и не имеет немедленного эффекта, определяющего исход решений конкретного политического вопроса, но позволяет всесторонне изучить и оценить обсуждаемый вопрос.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия.

Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов.

Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное ание, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

При этом в российском законодательстве нет не только определения слова «протест», но и его упоминания в значении реакции на общественную ситуацию.

Этот термин используется в других значениях.

Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст.

2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Что можно и что нельзя делать на законном протесте?

Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В частности, нельзя:

  1. скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  2. иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

  1. выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
  2. соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
  3. соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
  2. использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
  3. принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе.

Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес.

Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/yurist-razbiraet-protesty-s-tochki-zreniya-zakona-chto-razresheno-i-chto-zapreshheno

Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ

О проведении митингов шествий демонстраций

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
“О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

8 декабря 2010 г., 7 февраля, 8 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г., 21 июля, 4 октября 2014 г., 2 мая 2015 г., 9 марта, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 11 октября 2018 г., 30 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

19 июня 2004 года

N 54-ФЗ

Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ.

Определяется правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.

Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 22 июня 2004 г. N 111, в “Российской газете” от 23 июня 2004 г. N 131, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 541-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 497-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 61-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 114-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 292-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 344-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Источник: https://base.garant.ru/12135831/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.