Задержание как мера

Если полиция задержала: порядок действий

Задержание как мера

Задержание – это принудительная мера процессуального характера, заключающаяся в кратковременной изоляции гражданина от общества в связи с совершением противоправного деяния либо в иных случаях в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

  1. Уголовное задержание (задержание по уголовному делу);
  2. Административное задержание;
  3. Иные виды задержания (лиц, предпринявших попытку самоубийства, лиц, имеющих психическое расстройство и представляющих опасность для окружающих, лиц, совершивших побег, лиц, уклоняющиеся от отбытия административного наказания или исполнения принудительных мер медицинского характера, лиц, проникших на особо охраняемый объект и др.)

Все виды задержаний, которые применяются сотрудниками полиции, перечислены в ст. 14 ФЗ «О полиции».

Наиболее серьезным задержанием, как с точки зрения сроков (продолжительности), так и с точки зрения правовых последствий в виде в числе прочего возможного заключения под стражу, является уголовно-процессуальное законодательство.

Уголовное задержание представляет собой меру процессуального принуждения, заключающуюся в кратковременной изоляции от общества лица, подозреваемого в совершении преступления.

Посредством задержания правоохранители получают возможность пресекать преступления, предупреждать совершение новых противоправных деяний, а также исключать возможность сокрытия от следствия зрения граждан, причастных к преступлениям.

Основания задержания в сфере уголовного судопроизводства зафиксированы в ст.91 УПК РФ. Так, орган дознания, дознаватель или следователь могут задерживать граждан по подозрению в совершении преступного деяния, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, в следующих случаях:

  • гражданин был застигнут в момент или сразу после совершения преступления;
  • потерпевшие или свидетели заявили о том, что данный гражданин причастен к совершенному преступлению;
  • на человеке, его одежде или в его доме обнаружатся следы преступления.

Если перечисленных общих оснований для задержания нет, то лицо все равно может быть задержано, если пыталось скрыться, у него отсутствует постоянное место жительства, его личность не удалось установить, либо если в отношении данного лица было подано ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Срок задержания подозреваемого в совершении преступления ограничен 48 часами (в период существования СССР он составлял 72 часа).

По истечении указанного срока лицо должно быть освобождено либо должно быть заключено под стражу на основании судебного решения.

Ходатайство о заключении под стражу должно поступить в суд не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Суд при рассмотрении указанного ходатайства вправе продлить срок задержания на срок до 72 часов с момента принятия судом решения, что возможно по ходатайству сторон для представления дополнительных доказательств.

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого с учётом его продления судом может составить 5 суток (48 часов + 72 часа).

Административное задержание применяется в отношении лиц, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Срок административного задержания – не более 3 часов. Однако в определенных случаях допускается административное задержание сроком до 48 часов.

Так, на 48 часов допускается административное задержание лица:

  • в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;
  • в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Как было отмечено, помимо уголовного и административного задержания полиция имеет право задерживать граждан и в иных случаях, предусмотренных ст.14 ФЗ «О полиции». Так, например, задержание может применяться, если лицо пыталось покончить жизнь самоубийством, находится в розыске или допустило нарушение комендантского часа.

Cколько времени можно провести в ИВС, засчитывается ли время в срок лишения свободы?

Вся информация об этом собрана в нашем материале о сроках задержания.

Рассмотрим, как происходит процедура задержания полицией при подозрении в совершении преступления:

  1. Перед задержанием сотрудник полиции должен представиться, продемонстрировать свое служебное удостоверение, разъяснить мотивы и основания задержания, рассказать физлицу о его правах и обязанностях.

    Далее сотрудники правоохранительных органов ограничивают свободу лица, в том числе с применением специальных средств (наручников), ) и затем доставляют его к следователю, дознавателю или в орган дознания.

    Время, затраченное на доставление гражданина, включается в срок задержания.

  2. Следователь или дознаватель в течение 3 часов с момента поступления в отдел гражданина должен составить протокол задержания: гражданин приобретает статус подозреваемого. Ему объясняются права, закрепленные в ст.46 УПК РФ.

    В протоколе задержания прописываются:

    • дата, время составления документа;
    • обстоятельства, послужившие основаниями к задержанию гражданина;
    • итоги личного обыска;
    • прочие обстоятельства.
  3. Кроме того, подозреваемому дается право в течение первых 3 часов с момента задержания сделать один телефонный звонок родственникам или близким людям. Если он откажется от этого права (или не сможет им воспользоваться вследствие своих особенностей), оповестить родственников должен следователь либо дознаватель.

  4. В течение 12 часов дознаватель или следователь сообщает прокурору о произведенном задержании.

  5. Подозреваемый допрашивается, следователь или дознаватель может обыскать его.

    Если оснований для дальнейшего удерживания гражданина нет, следователь или дознаватель издает соответствующее постановление об освобождении подозреваемого.

    Гражданин также освобождается, если в течение 2 суток в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или суд не продлил срок задержания.

При освобождении гражданина ему вручается справка о задержании. В ней указывается информация о том, когда, кем, где и на каких основаниях он был задержан, а также сведения о времени и основаниях освобождения.

Помощь адвоката при задержании

Одно из самых первостепенных прав задержанного – это право на получение адвокатской помощи. Хотя право на защитника у гражданина появляется с момента фактического задержания полицией, его практическая реализация возможна через определенный промежуток времени.

Как правило, вопросами поиска уголовного адвоката занимаются родственники задержанного: в нашей стране, к сожалению, большинство граждан не располагают контактами проверенных защитников. Поэтому может пройти несколько часов, прежде чем адвокат включится в дело.

В чем именно заключается помощь адвоката при задержании полицией?

  1. Адвокат разъясняет Доверителю его права и обязанности, разъясняет алгоритм действий при задержании и даже оказывает психологическую поддержку.
  2. Защитник изучает протокол задержания, вносит в него свои замечания (если таковые имеются).

  3. Адвокат наедине с подозреваемым в обстановке конфиденциальности согласует тактику поведения на допросе. Защитник рассказывает, какие вопросы может задавать следователь или дознаватель, как правильно отвечать на них, а также в каких случаях лучше хранить молчание. Право на свидание адвоката и задержанного закреплено в ч.

    4 ст.92 УПК РФ.

  4. Адвокат присутствует при допросе задержанного: в частности, защитник вправе давать своему Доверителю краткие консультации, задавать ему вопросы (с согласия дознавателя или следователя), следить за тем, чтобы права гражданина соблюдались, а также вносить свои замечания в протокол допроса.

  5. Защитник подготовит обоснованное ходатайство об освобождении задержанного.
  6. Адвокат подготовит жалобы (в том числе в суд) на действия (бездействие) правоохранителей. Так, например, чаще всего адвокаты подают жалобы на неоправданное применение физической силы при задержании физлица.

  7. Адвокат подготовит Доверителя и сам подготовиться к рассмотрению судом ходатайства о заключении гражданина под стражу.
  8. В случае прекращения уголовного дела или преследования в отношении задержанного адвокат окажет помощь в процессе реабилитации в целях возмещения вреда в связи с необоснованным задержанием.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что уголовный адвокат при задержании полицией не просто нужен, а необходим.

Граждане, лишенные квалифицированной правовой поддержки, могут быть подвергнуты психологическому, физическому насилию и различного рода фальсификациям: в конечном счете это приведет к тому, что правоохранители добьются получения от задержанного нужных им показаний. Не усугубляйте свое положение: попросите родственников вызвать Вам адвоката как можно быстрее.

Специалисты АК «Судебный адвокат» готовы прийти Вам на помощь круглосуточно, в том числе в праздничные и выходные дни!

Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/zaderzhanie-politsiey-poryadok-osnovaniya-sroki.php

Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального принуждения

Задержание как мера

Медведев, Б. А. Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального принуждения / Б. А. Медведев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64002/ (дата обращения: 24.02.2021).



Задержание — особая уголовно-процессуальная процедура, которая предполагает кратковременное лишение свободы лица, в отношении которого есть объективные данные, полагать, что он совершил преступное деяние [1, С. 30].

Процессу задержания в УПК РФ отведена целая глава 12, представленная несколькими статьями. В ней четко определены основания задержания, права подозреваемого и ключевые этапы самого процесса.

Задержание может быть применено только при наличии возбужденного уголовного дела.

Осуществлять задержание подозреваемого могут только уполномоченные законом лица: дознаватель, орган дознания, следователь.

Другие сотрудники не имеют права проводить данную меру принуждения.

Главный Закон РФ (Конституция) не допускает безосновательного ограничения свободы любого человека.

Конституция РФ допускает задержание лица до судебного решения на срок до 48 часов.

Порядок задержания гражданина определен в главе 12 УПК РФ. В ней кроме порядка содержатся нормы, регламентирующие освобождение подозреваемого, правила личного обыска и условия правомерности при задержании лица.

В рамках данной процессуальной процедуры подозреваемый имеет следующие права:

– на защитника;

– на свидание с защитником перед проведением допроса;

– на получение копии постановления о задержании и протокола допроса;

– на получение сведений о причинах задержания;

– на предоставление доказательств, ходатайств, прошений и отводов;

– на бесплатного переводчика;

– на дачу показаний на любом известном ему языке.

По инициативе подозреваемого ему может быть предоставлен другой защитник, если ранее явившийся его не устраивает.

Итак, основания для задержания гражданина указаны в ст. 91 УПК РФ. Среди них указаны:

– признание лица, как совершившего преступление очевидцами или потерпевшем;

– обнаружение следов преступления на самом подозреваемом, в его доме или на его одежде;

– лицо пыталось скрыться;

– не установлена личность лица или оно не имеет постоянного места жительства.

В обязательном порядке о задержании должны быть уведомлены все лица, имеющие отношение к делу. Законом дается 12 часов на предупреждение близких родственников о задержании подозреваемого, а также тех государственных органов, в которых он работает или служит, если это предусмотрено законом.

Если это имеет значение для следствия и после получения разрешения от прокурора, следователь может не предупреждать о задержании подозреваемого. Это возможно в отношении любых лиц, кроме несовершеннолетних [2, С. 29].

Итак, порядок задержания подозреваемого, выглядит следующим образом:

  1. В течение 3 часов с того момента, как лицо доставлено в орган следствия, должен быть составлен протокол задержания. В нем отражается вся важная информация по уголовному делу: основания задержания и место, права подозреваемого, сведения о личном обыске и подписи лица, составившего протокол, и подозреваемого.
  2. Подозреваемый не позднее 3 часов с момента доставления его к следователю имеет право на один телефонный разговор.
  3. В течение 12 часов следователь должен уведомить прокурора о факте задержания.
  4. Перед допросом подозреваемый имеет право провести личную встречу с защитником продолжительностью минимум 2 часа.
  5. Осуществляется допрос.

Если защитник по делу участвует с момента задержания подозреваемого, он обязан присутствовать при составлении протокола задержания.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

После задержания подозреваемый должен быть допрошен в течение 24 часов.

После того, как подозреваемый задержан, он находится в изоляторе временного содержания, пока не будет освобожден или в отношении него судом не будет избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В рамках оперативно-розыскных мероприятий могут быть разрешены встречи сотрудников дознания с подозреваемым.

Подозреваемый подлежит немедленному освобождению в ряде случаев:

– подтвердились сведения, что подозреваемый не имеет отношения к преступлению;

– к подозреваемому не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

– процедура задержания проведена с нарушениями уголовно-процессуального закона.

В качестве нарушений могут быть:

– отсутствуют основания для задержания;

– задержание проведено без возбуждения уголовного дела;

– задержание проводилось лицом, не имеющим данных полномочий [3, С. 18].

Итак, срок берет начало с момента фактического задержания подозреваемого. По общему правилу срок ограничен 48 часами. Судья может продлить данный срок до 72 часов.

Инициировать продление задержания могут сотрудники следственных органов, если докажут, что это время необходимо для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания.

За 8 часов до окончания срока задержания дознаватель или следователь должен ходатайствовать о возможности применения меры наказания в виде заключения под стражу.

После освобождения ранее подозреваемое лицо получает на руки соответствующую справку, в которой отражены сведения о дате, времени и основании нахождения под стражей.

Говоря о процессуальном институте задержания, необходимо отметить неотложный характер этой меры принуждения. Задержание относится к числу процессуальных действий, не терпящих отлагательства, и в большинстве случаев осуществляется на первоначальном этапе расследования. Для задержания подозреваемого необходимо наличие обязательных оснований, которые указаны в ст. 91 УПК РФ.

Цель данной меры принуждения заключается в изоляции лица, которое подозревается в совершение преступления, от общества, для установления его причастности или непричастности к совершению преступления, а также для обеспечения судебной процедуры решения вопроса о применении к задержанному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу [4, С. 56].

Что касается некоторых предложений по оптимизации норм УПК РФ о задержании, модно выделить следующие:

  1. Статью 5 УПК РФ целесообразно дополнить п. 15.1, изложив его в следующей редакции: «Фактическое задержание — процессуальные действия по фактическому лишению свободы или передвижению лица, подозреваемого в совершении преступления».
  2. Следует также дополнить УПК РФ статьей 91.1, в которой должно найти свое правовое регулирование институт фактического задержания. В этой статье необходимо определить процедуру и основания фактического задержания.
  3. В ч. 1 ст. 92 УПК РФ следует внести уточнение, которое определит, что после доставления лица, которое фактически задержано в органе дознания либо доставлено к следователю, должностное лицо должно определить дальнейшую судьбу задержанного, путем вынесения решения о применении к нему уголовно-процессуального задержания либо иной меры пресечения, которая не связана с изоляцией задержанного, либо взять с него обязательство о явке, а при определенных случаях освободить задержанное лицо.

Анализ практики применения положений УПК РФ показал, что в законодательстве существует ряд проблемных и спорных моментов, которые могут повлечь определенные сложности в механизме реализации ряда его норм.

В уголовно процессуальном законодательстве отсутствует разграничения понятий момента «фактического» и «процессуального» задержания.

В связи с эти предложено:

  1. Дополнить ст. 5 п. 15.1: «Момент процессуального задержания — это доставление задержанного лица, подозреваемого в совершение преступления к следователю (дознавателю)».
  2. В ч. ч. 2, 3 ст. 94 УПК РФ и в ч. ч. 1, 2 ст. 100 УПК РФ слова «момент задержания» — заменить на: «момент процессуального задержания».

Данные изменения позволят избежать расхождения во взглядах участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и защиты о моменте начала исчисления срока задержания.

УПК РФ не предусматривает участие переводчика при осуществлении подозреваемым своего права на один телефонный разговор с целью уведомления родственников или близких лиц в случаи, если он не владеет языком уголовного судопроизводства.

С целью разрешения данной проблемы необходимо ст. 96 УПК РФ дополнить частью 1.1, в следующей редакции: «В случаи если подозреваемый не владеет языком уголовного судопроизводства, данный разговор осуществляется через переводчика». Эти изменения будут способствовать реализации данного права.

Литература:

  1. Маслов И. В. Генезис российского института задержания подозреваемого // Уголовное судопроизводство. 2018. N 4. С. 30
  2. Россинский С. Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода // Российский следователь. 2018. N 8. С. 29
  3. Россинский С. Б. Многогранная сущность задержания подозреваемого в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2016. N 22. С. 18
  4. Химичева О. В., Шаров Д. В. Некоторые аспекты обеспечения прав лица при задержании по подозрению в совершении преступления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 5. С. 56

Основные термины(генерируются автоматически): РФ, подозреваемый, вид заключения, задержание, задержание подозреваемого, мера пресечения, мера принуждения, совершение преступления, уголовное судопроизводство, фактическое задержание.

Источник: https://moluch.ru/archive/284/64002/

Арест как мера пресечения: основания, процедура, сроки

Задержание как мера

Все возможные меры пресечения перечислены в ст. 98 УПК РФ. Необходимо знать, что виновным гражданин может быть признан только по решению суда, и никак иначе. Поэтому, на стадии предварительного следствия, мера пресечения в виде ареста избирается в отношении либо подозреваемого, либо обвиняемого, но не осужденного. На данном этапе следствие только предполагает виновность этого лица.

Арест – это, пожалуй, самая серьезная мера пресечения на этапе предварительного следствия. Она регулируется ст. 108 УПК РФ, применяется в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, наказания за которые предусмотрено свыше 3-х лет лишения свободы.

Основаниями для заключения под стражу могут быть следующие:

  • нет постоянного места жительства на территории РФ. Следственные органы достаточно широко толкуют этот пункт. Если место постоянной регистрации не совпадает с местом фактического проживания, это тоже может послужить основанием для применения ареста в качестве меры пресечения;
  • если не установлена личность, т.е. отсутствует документ, ее удостоверяющий, а устную информацию подтвердить не удается;
  • если нарушена ранее избранная, более мягкая мера пресечения;
  • если подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов следствия.

Арест несовершеннолетних лиц возможен только при подозрении в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, и только при участии в деле адвоката.

Зачастую перед тем, как суд выносит меру пресечения в виде ареста, происходит задержание. В соответствии с нынешним законодательством, задержание по подозрению в совершении уголовного преступления возможно на срок, не более 48 часов. В исключительных случаях, судом могут быть добавлены еще одни сутки, но именно в этот срок он должен избрать меру пресечения, а в противном случае – отпустить.

Процессуально заключение под стражу происходит следующим образом: судья соответствующего межрайонного суда единолично рассматривает ходатайство следствия, при этом, в зале суда обязательно присутствие самого подозреваемого (обвиняемого), прокурора, защитника и законных представителей несовершеннолетних лиц.

Если обвиняемый или подозреваемый не доставлен в зал судебного заседания, такое ходатайство отклоняется.

Повторное его рассмотрение в отношении того же лица, по тому же преступлению и ранее изложенным обстоятельствам, возможно только при условиях:

  • если открылись новые обстоятельства;
  • если в первый раз лицо присутствовало в суде.

Однако возможен и заочный арест:

  • если подозреваемый (обвиняемый) объявлен в международный розыск;
  • если он скрывается от следствия, доказательства чего предъявлены суду;
  • если его необходимо выдать по запросу другого государства, в котором, предположительно, совершил преступление, и с этим государством подписан соответствующий правовой документ;
  • если он находится на стационарной судебно-психиатрической экспертизе, или есть иные обстоятельства, которые исключают его доставление в суд.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, учитывается множество обстоятельств, таких как возраст, пол, наличие беременности у женщин, количество детей на иждивении, состояние здоровья, какую деятельность ведет гражданин и имеются ли у него намерения скрываться от следствия. Основанием для последнего может послужить, например, наличие недвижимости за рубежом.

Также учитывается намерение продолжить преступную деятельность, угрожать свидетелям, уничтожать улики, одним словом – препятствовать расследованию. Доказательства этому должны быть предъявлены и рассмотрены в суде.

Что касается сроков содержания под стражей, то первоначально арест длится до 2-х месяцев.

В срок обязательно включается время задержания до вынесения решения суда о избрании меры пресечения, срок домашнего ареста, срок принудительного лечения в психиатрическом или ином медицинском учреждении, а также срок, в течение которого он находился под стражей в другом государстве по запросу Российской Федерации.

По решению суда срок ареста может быть продлен до 6 месяцев, до 12 месяцев – по подозрению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, и до 18 месяцев – в исключительных случаях. Если максимальный срок истек, и обвиняемый не успевает ознакомиться с материалами уголовного дела, то, в исключительных случаях, ему и его защитнику дается на эту процедуру еще 3 месяца.

Стоит отметить, что срок содержания под стражей исчисляется с момента фактического задержания. Кроме того, время, проведенное обвиняемым в следственном изоляторе, зачитывается в срок лишения свободы, определенным судом при вынесении приговора из расчета:

  • 1 день домашнего ареста – к 1 дню в колонии общего режима;
  • 1 день в следственном изоляторе – к 1,5 дням в колонии общего режима.

При наличии у подозреваемого или обвиняемого на иждивении малолетних детей, лица, ведущие предварительное следствие, должны позаботиться о том, чтобы передать их иным родственникам или в соответствующее учреждение органов опеки.

Также органы следствия обязаны принять меры по сохранности оставшегося без присмотра жилища арестованного лица.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/po_zakonu/arest-kak-mera-presecheniia-osnovaniia-procedura-sroki-5e4ed0defc020165b28c5ecf

Задержание как мера процессуального принуждения

Задержание как мера

УДК 343.1

Тургаев С.Ж.

ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

В статье разрабатывается характеристика понятия задержания как категории уголовного процессуального права. Проведен сравнительный анализ понятия «задержание» в УПК РФ и УПК РСФСР. Даны практические рекомендации по совершествованию данного понятия в УПК РФ.

Показаны основные подходы по трактовке задержания в административном праве, криминалогии и уголовном процессе и необходимость различения задержания в порядке административного принуждения от задержания в уголовно-процессуальном смысле, а также от фактического захвата лица.

Ключевые слова: административное задержание, задержание, заключение под стражу, уголовно-процессуальное задержание, фактический захват лица.

* * *

Turgaev S.Zh.

DETENTION AS A MEASURE OF PROCEDURAL COMPULSION

In the article the characteristics of the concept of detention as a category of criminal procedural law. A comparative analysis of the concept of “arrest” in the criminal procedure code and the criminal procedure code of the RSFSR.

The author formulates practical recommendations for the improvement of this concept in the code of criminal procedure.

Shows the main approaches to the interpretation of detention in administrative law, criminology and the criminal process and distinguish between detention for the execution and detention in the criminal procedural sense, but also with the actual arrest of a person.

Keywords: administrative detention, detention, detention, criminal procedural detention, the actual capture of the face.

*

Уголовно-процессуальное задержание это мера процессуального принуждения, имеющая собственную юридическую природу, а также свои основания и собственную процедуру проведения [1].

Использование института уголовно-процессуального задержания по подозрению в совершении преступления положительно сказывается на эффективности противодействия преступности [2] и установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ) [3].

Наиболее эффективно и часто задержание лиц по подозрению в совершении преступления следователи осуществляют при

* *

расследовании преступлений, когда процессуально полученные доказательства еще отсутствуют, но активно производились оперативно-розыскные мероприятия [4].

При этом следует отметить, что, с правовой точки, зрения использование результатов ОРМ как основание для задержания лица по подозрению в совершении преступления является дискуссионным вопросом.

Многочисленные жалобы задержанных по названным основаниям (что в отношении их при-менялист ОРМ) в Европейский суд по правам человека в отдельных случаях поддерживаются Судом. Российскому законодателю в принимаемых определениях Суд ука-

зывает на необходимость более глубоко про-робатать правовые вопросы задержания лиц на основании оперативных разработок [4].

При использовании ОРМ для изобличения лица во взяточничестве Европейский суд по правам человека в ряде ситуаций нашел нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, выразившиеся в организации сотрудниками российских правоохранительных органов провокаций взятки1 с незамедлительным последующим задержанием на 48 часов [5].

Другими в правовом отношении неоднозначными в применении института задержания по подозрению в совершении преступления являются ситуации, когда расследуются преступления в корпоративной сфере экономической деятельности.

Имея в уголовном деле только материалы бухгалтерских учетов, накладные, маршрутные листы, следователи в отдельных случаях задерживают лиц по подозрению в совершении преступления с законной целью исключить возможность уничтожить документы экономической деятельности, возможно, содержащие следы преступления.

Негативными моментами здесь являются, во-первых, то, что в ряде случаев предметы и документы следователем еще не признаны в качестве вещественных доказательств (нарушается требование ст. 81.1 УПК РФ).

Во- вторых, последующие исследования не подтверждают версию следователя о фальсификации лицом документов (например, версию, что указанных в документах сделок действительно не было). Как результат, получается, что конституционные права лица на неприкосновенность личности нарушены [6].

По времени задержание может предшествовать избранию меры пресечения, но не должно применяться наряду с ним. Задержание чаще всего применяется на перво-

начальном этапе расследования, когда доказательств для избрания меры пресечения в отношении заподозренного лица еще недостаточно, а необходимость его изоляции очевидна. В дальнейшем решается вопрос об избрании меры пресечения.

https://www.youtube.com/watch?v=Zg_V1oYCZ5c

Процессуальный закон устанавливает целый ряд гарантий правомерности и обоснованности задержания, регламентируя условия, основания, мотивы, порядок, сроки задержания (ст. 91-96 УПК РФ). Так, например, лицо может быть задержано лишь по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91 УПК РФ)2.

«Задержание лица – это наиболее острый момент в раскрытии и расследовании преступления. От успешности данного мероприятия напрямую зависит быстрота и эффективность производства по уголовному делу» [7].

Положения о задержании содержатся в гл. 12 УПК РФ. На наш взгляд, можно отметить неудачную формулировку законодателем названий этой главы и содержащихся в ней ст. 91 и ст.

92 УПК РФ «Основания задержания подозреваемого» и «Порядок задержания подозреваемого».

Исходя из буквального толкования, получается, что задержание может быть применено только к подозреваемому участнику уголовного судопроизводства, а не к лицу, подозреваемому (заподозренного) в совершении преступления.

Вместе с тем подозреваемым является лицо, задержанное в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ, то есть статус подозреваемого лицо приобретает только после задержания, до этого оно не является таковым. Поэтому употребление термина «подозреваемый» в данных статьях Кодекса противоречит их содержанию, и получается, что мож-

1 Рекомендация № Rec (2005) 10 Комитета министров Совета Европы «Об «Особых методах расследования» тяжких преступлений, в том числе террористических актов» (принята 20 апр. 2005 г. на 924-ом заседании представителей министров) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL : http://consultant.ru (дата обращения: 15.01.2018).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhanie-kak-mera-protsessualnogo-prinuzhdeniya

Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения

Задержание как мера

Понятие и виды мер процессуального принуждения.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность применения государственного принуждения к подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений, а также к дру­гим участникам, не исполняющим требова­ния закона. Процессуальное принуждение, применяемое к участникам процесса и другим субъектам в связи с их неправомерным поведением имеет сво­ей целью предотвращение различных форм неисполнения закона.

В разделе IV УПК РФ дан исчерпывающий перечень мер процессуаль­ного принуждения, определены основания, условия и порядок их избрания, отмены или изменения. В законе четко очерчен круг лиц, в отношении ко­торых может быть избрана та или иная мера пресечения, приведен пере­чень должностных лиц, правомочных применять конкретные меры процес­суального принуждения.

Эти ме­ры избираются только по уголовному делу; носят процессуальный характер и применяются в течение срока производства по уголовному делу уполно­моченными на то государственными органами при наличии к тому доста­точных оснований; избираются лишь в отношении тех участников процесса, противоправное поведение которых препятствует или может воспрепятствовать производству по делу либо надлежащему исполнению приговора. При наличии достаточных оснований для избрания меры пресечения в от­ношении обвиняемого (подозреваемого) к нему может быть применена только одна из мер, предусмотренных ст. 98 УПК.

В зависимости от характера и целей применения все меры процессуаль­ного принуждения разделены на три группы: 1) меры, обеспечивающие задержание лица по подозрению в совершении преступления (гл.

12); 2) меры пресечения, обеспечивающие надлежащее поведение лица, подвергаемого уголовному преследованию и обвинению (гл.

13); 3) меры процессуального принуждения, обеспечивающие порядок уголовного судопроизводства и надлежащее исполнение приговора (гл. 14).

Задержание подозреваемого является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов.

https://www.youtube.com/watch?v=PQ5WctGgPPk

Задержать лицо можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих оснований:

1) когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредст­венно после его совершения;

2) когда очевидцы и потерпевшие укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище бу­дут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания по­дозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если: пыталось скрыться; не имеет постоянного места жительства; не ус­тановлена его личность; в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заклю­чения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

В каждом случае доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задер­жания.

В нем указываются: дата и время составления протокола с точностью до минуты; дата, время, место, основания и мотивы фактического задержания; результаты личного обыска и т.д. Одновременно разъясняются его права, о чем делается соответ­ствующая отметка.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и подозреваемым. Последний вправе получить при этом копию протокола задержания.

В течение 12 часов с момента фактического задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить об этом в письменной форме прокурору. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому, по его просьбе, обеспечивается свидание с защитником наедине продолжительностью не менее 2 часов.

Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из членов семьи, а при их отсутствии – других родственников. О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего уведомля­ется командование воинской части.

В случаях, когда подозреваемый явля­ется гражданином или подданным другого государства, то в указанный срок через МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства. В случаях, когда в интересах предвари­тельного расследования необходимо сохранить тайну задержания, то с санкции прокурора уведомление может не произ­водиться.

Это ограничение не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых.

Лицо, задержанное в качестве подозревае­мого, подлежит немедленному освобождению по постановлению следователя или дознавателя в случаях, если: 1) не подтвердилось подоз­рение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания для примене­ния к нему заключения под стражу; 3) задержание было произведено с на­рушением требований закона; 4) по истечении 48 часов с мо­мента его задержания не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Закон наделяет исключительным правом начальника места содержания подозреваемого немедленно освободить его, если постановление судьи о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей не поступило в указанные сроки.

Источник: https://studopedia.ru/2_111509_zaderzhanie-podozrevaemogo-kak-mera-protsessualnogo-prinuzhdeniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.